Как две столичные канальи приканали к каналу и охрану доканывали.

Дата поездки:  04 августа 2010

     Ну что, погнали дальше? На этот день было намечено проехать около 50 км, в качестве обязательной культурной программы - посещение Беломорско-Балтийского канала, а финишной чертой должна стать позапрошлогодняя катамаранная стоянка на пустынном песчаном пляже Оровского полуострова - там можно будет устроить днёвку, отдохнуть-расслабиться.

     Посёлок Повелец, честно говоря, я и не заметил как просвистели. Очнулся уже на выезде перед противотанковым орудием, стоящим на постаменте с табличкой «1941-1944 г.г. Здесь проходила передняя линия обороны». Слева, невдалеке от шоссе возвышался остроконечный купол храма, своими формами подражавший здешней шатровой северо-русской манере. File 23062Подъехав поближе, выяснили, что это деревянно-бетонная церковь Николая Чудотворца , новодел, поставлена в 2003 году в память строителей Беломорканала, да и собственно на его берегу, рядом со шлюзом №2. Для более детального ознакомления с результатами «великий стройки» прошлого века, решили слегка отклониться от основного маршрута и прокатиться по дороге, ведущей на север вдоль канала. Эта, начальная часть канала, представляет собой каскад из семи шлюзов, образующих так называемую Повенецкую или Повенчанскую лестницу. Если смотреть на всё это дело сверху, то очень смахивает на развешанное сушиться на веревке бельё.

      Непосредственно сами шлюзы огорожены по суше сплошным забором с охраняемыми воротами, и туда не сунуться. Каждый раз, когда я начинал снимать их, зазаборная стража делала на нас стойку и пыталась пойти на сближение, но мы, не горя желанием вступать с ней в утомительные объяснения по поводу, на каком основании и по какому такому праву фотографируем здесь режимный гидротехнический объект, точно сопливые пацаны, по бырому делали колёса. Сия мера не была вовсе пустой предосторожностью – на свежих дрожжах диверсии полумесячной давности на Баксанской ГЭС, «вздрюченная» охрана легко могла бы и конфисковать «орудие преступления» (до выяснения, а там уж как получится), продемонстрировав начальству, что не зря ест свой хлеб – вон File 23066каких мышей поймали, ничего что белых, славянской наружности. Удалились от шоссе уже где-то километров на пять. По правую руку, за насыпью, тянулся канал, по – левую изредка попадались одно-и-двух этажные деревянные домишки, довольно ветхого и жутковатого вида. Их древность выглядела бы гораздо уместней, находись они на территории музея деревянного зодчества под открытым небом в Кижах, но в этих хибарах явно обитали люди, вероятно бывшие строители, а может и нынешние работники канала. Миновав Шлюз №5, дорога начала забирать левее, отдаляясь от берега, и мы ушли с нее на тропинку, которая, перепрыгнув по деревянному мостку впадающую в канал речку, уперлась в небольшую полянку, омываемую с одной стороны водами реки, с другой - канала. На ней мы решили перевести дух - денёк задался жарким, но зависли мы там на час-полтора: загорали, купались, а я ещё и разнузданной фотоохоте предался. File 23070Ласточки-береговушки превратили противоположный относительно крутой берег речки в кусок швейцарского сыра, накопав в нём своих гнёзд-норок . У входа в эти пещеры всем племенем толпились уже изрядно подращенные пернатые троглодиты, и требовательно пища, тянули вверх увенчанные фунтиками с жёлтой окантовкой раззявленных клювов шеи. А их предки, нисколько не превосходящие размером своих чад, ежеминутно сновали туда-сюда: зайдя с крутого виража на посадку и уцепившись на крохотной осыпающейся площадке, едва успев сунуть пойманную добычу в глотку очередному дитяти, тут же срывались и уносились за следующей порцией, проводя весь день в неравном воздушном бою с мошкарой и голодом потомства. Примостив камеру на кем-то очень удачно оставленной деревянной чурке, словно на лафете, я садил со своего берега по этим неутомимым истребителям насекомых точно одержимый зенитчик - и одиночными выстрелами, и короткими, и длинными очередями, но всё-таки дистанция была весьма приличной, и действительно качественных, а File 23082не для протокола, кадров получить, увы, не удалось.

     До последнего, седьмого шлюза было ещё столько же, сколько уже отмотали, а времени на этом привале мы провели больше, нежели планировали (в основном из-за фотосессии), потому, собравшись, пришли к единому мнению (благо, нас всего двое), что уже изучили канал в достаточной степени (к шлюзам всё равно не подпускают) и пора бы возвращаться на основной маршрут. Вернувшись на шоссе, пересекли канал в районе шлюза №2 по разводному мосту и двинулись дальше. Странно, что за всё время нашего пребывания на канале ни одно судно по нему так и не прошло, а жаль – интересно было бы взглянуть на процедуру шлюзования хоть бы издалека одним глазком.

     Следующим населенным пунктом, встретившимся на нашем пути, была Новая Габсельга. При въезде, справа у дороги белел по виду новенький мотель с кафешкой в тандеме. Притормозили. Время - третий час, самое что ни на есть обеденное и подходящее для того, чтобы отведать местных яств. Как любил говаривать один медвежонок, - «А не пора ли чем-нибудь подкрепиться?». Конечно пора! И нужно сказать, что подкрепились мы на славу. Выбор из 2-3 блюд для первого и для второго, вполне по-домашнему вкусная еда – борщик со сметанкой, мясо с картошкой, да и размер порции – как для дальнобойщика, а не как в бизнес-ланче для офисного планктона. Но действительно фирменным карельским блюдом того пиршества стал для нас десерт - два холодных, покрытых испариной пол-литровых графина с черничным и брусничным морсами. Брат потом ещё не один день вожделел этого божественного брусничного напитка, хищно высматривая по обочинам точки общепита, где бы им можно было разжиться, но за весь дальнейший путь, вплоть до Петрозаводска, удача нам так больше и не улыбнулась. Далека ещё наша инфраструктура туризма от европейской, ох далека. Но, может, оно и к лучшему. Ясный пень, что подобный поступок для труЪ-походника является чистой воды мажорством, но прошу не судить нас очень уж строго за эту минутную слабость – шел лишь второй день путешествия и мы ещё не до конца адаптировались к диким условиям, чтобы вот так безжалостно и враз отринуть все удобства культурного быта, да и был то первый и последний за весь поход случай, когда мы трапезничали в цивилизованных условиях. А один раз, как всем известно, – не считается. К тому же мы были и так вполне наказаны за это чревоугодие, поскольку крутить потом педали с набитым под завязку брюхом было, мягко говоря, тяжеловато.

     Немного не доезжая до Лобского, свернули с трассы на стезю, которая, если верить карте, должна была вывести нас на полуостров. Дорожка вела сквозь превосходный сосновый лес, и имела в основном уклон вниз, местами даже где-то превращаясь в крутую горную тропу. Это, в общем-то, замечательно – катись себе, особо педали и давить не надо, если бы не одно но. В этом году засуха была не только в Москве, но и в Карелии тоже, и потому пересушенная песчаная дорога кое-где превратилась в своего рода зыбучий песок, небольшие такие пляжики размером с лужу. А зыбучий он в том смысле, что когда на него въезжаешь передним колесом, особенно с горки на хорошей скорости, то оно тут же проваливается и вязнет – уж очень песок легкий и рыхлый. При этом заднее колесо всё ещё продолжает резво катиться, толкая всей массой седока и поклажи велосипед вперед – это приводит к тому, что велик начинает срываться в занос, и ты будто бы ковбой на родео, привстав на педалях, словно в стременах, пытаешься обуздать эту вихляющуюся из стороны в сторону стокилограммовую массу с помощью матюгов, руля и заднего тормоза, про себя удивляясь, что всё ещё остаёшься в седле. Адреналин после таких скачек капает изо всех дыр. Это своего рода кросс-кантри, но лишь по «бразильской системе». Спортсмен в защите и шлеме на своем лёгком порожнем велике если даже и дрябнется, то вероятнее всего просто выругается, отряхнется и помчится дальше. Если же навернуться на наших «фурах», то самое малое, при условии что очень повезёт, отделаешься кровавыми ссадинами – дорожка-то она хоть и песчаная, но не так как поле для пляжного волейбола, а сплошь усыпана шишками и изборождена не очень амортизирующими падение корнями сосен. А вот если «посчастливится» повредить или сломать что-нибудь посерьёзней у себя или у велосипеда, что совсем нетрудно при таком-то общем весе конструкции, то возникнут проблемы, о которых лучше не думать. Оно бы, конечно, можно и потихонечку скатываться, постоянно притормаживая, но дорога эта так устроена, что несмотря на общую тенденцию стремиться вниз, всё же имеет и локальные подъёмы, на которые хочется по максимуму заскочить по инерции, за счёт разгона, а не кряхтеть, обливаясь потом – карабкаться-то вверх по песчаному подъему совсем не тоже самое что по асфальтовому - половина усилий уходит на пробуксовку. Да и главное, не прикольно это и не по-пацански как-то - детство-то ведь в жопе пока ещё играет, ищет приключений на свою обитель. В общем, с горем пополам спустились мы к побережью, дальше стали продвигаться уже по самому полуострову, к его западной оконечности, дорогой хотя и совсем пологой и в целом более укатанной, но ничуть не менее изобилующей этими песчаными ловушками, которые, заразы, и не заметны особо-то на фоне самой песчаной дороги. Если даже всё же и приметишь, то зачастую уже поздно рыпаться – отвернуть-то особо и не куда, так как несёшься по более-менее утрамбованной колее, оставленной колесами машин, а слева и справа целина, да и корни повсюду торчат. Остается только, понизив передачу и не меняя направления движения, стараясь держать руль как можно ровнее, лишь слегка работая задним тормозом, выскакивать на песок. При таком способе вероятность заноса значительно снижается, но, правда, руки от постоянного напряжения начинают неметь - пальцы временами либо вообще перестаёшь чувствовать, либо лишь электрическое покалывание в кончиках. Если же участок с песком оказывался продолжительным, таким, что с ходу не проскочишь, то проще бывало спешиться и катить велик рядом – меньше сил и нервов потратишь.

     По пути, чтобы смыть усталость и снять напряжение, разок окунулись, теперь уже в озере: вообще полнейший восторг - вокруг кроме нас ни души, волны где-то полметра, вода теплющая - ни разу на моей памяти в Онеге такой не было, хоть вообще не выходи, что в общем-то и не особо удивительно – лето в этом году выдалось как никогда жаркое, а почти всё восточное побережье озера песчаное и мелкое, с нашим ростом местами можно до 70 метров пешком пройти - вот и прогрелась водичка-то. Анапа, одним словом, лишь без толп курортников. К шести часам вечера добрались до места. Порадовало, что за два года там абсолютно ничего не изменилось – тот же чистый крупный песок, те же усыпанные хвоей ровные площадки под палатки, в окружении сосен и черничника, и старая рыбацкая хижина с нависающей над крышей сосной на краю гигантского пляжа. Так что никаких разочарований, которые обычно испытываешь, вернувшись в памятные и милые сердцу места, и обнаружив, что там уже камня на камне не осталось, не было. По счетчику спидометра с начала похода пройдено уже 80км – 20 вчерашних плюс 60 сегодняшних. Но завтра – всё, отдыхаем - выходной.

     Ночью усилился ветер и нещадно терзал палатку, даже через ткань которой были видны частые смаргивания всполохов молний, но дождь, если где и был, нас обошёл стороной.

3 комментария

Natali аватар
Natali | 28.01.2011 - 13:18
76734 балла

Замечательно написано! Читается на одном дыхании.
Удивило, то что церковь - новодел. Я думала, она совсем древняя.

Syrano аватар
Syrano | 28.01.2011 - 15:05
1609 баллов

На одном, говоришь? Ну, ещё бы, с твоей-то дайверской подготовкой. ;)
Да нет, вблизи не обманешься. Там сама башня бетонная.

Natali аватар
Natali | 28.01.2011 - 15:10
76734 балла

вот тут вот не надо путать дайвинг с фридайвингом )))))))))

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 4 гостя.