История венецианских масок

File 12562 История венецианских масок своими корнями уходит в глубь веков.

Всем ясно, что традиция масок родилась не на пустом месте. Родоначальником масок был конечно театр. Именно благодаря нему на свет появились маски, ведь театральная маска была неотъемлемым атрибутом античного театра.

Употребление масок в классическую эпоху было вызвано несколькими причинами. Одной из причин было то, что размеры театров делали неразличимой для зрителя мимику актера, а маска укрупняла черты персонажа и сразу же давала представление о его социальном статусе и душевном состоянии.

Также, немаловажной причиной использования масок было и то, что один и тот же актер, меняя одежду и маски, мог играть поочередно несколько ролей. Начиная с эпохи эллинизма (323 — 30 до н.э., от смерти Александра Македонского до покорения Римом последнего эллинистического государства - Египта) сценические типы, особенно в комедии, стали все более индивидуализироваться, что нашло отражение в засвидетельствованном числе масок. Их было всего 44: 9 разновидностей для взрослых мужчин, 11 — для юношей, 17 — для женщин, 7 — для рабов. Не все из них дошли до венецианского карнавала, но именно они стали прародителями тех масок, что сейчас туристы зачастую привозят в качестве сувениров из Италии.

Одной из разновидностей древнего театрального искусства была ателлана – древнеримский народный театр комедии, получившая свое название от оскского города Ателла.

Содержание ателланы составляли эпизоды из повседневного быта. Простота сюжетов обуславливалась карикатурным характером четырех постоянных комедийных масок. Коммический эффект усиливался непритязательными и грубыми шутками, а также выпадами против отдельных лиц и общественных порядков. Позже ателлана превратилась в комедийную пьесу, замыкавшую представления трагедией. Ателлану ставили впоть до I в.н.э., когда она была запрещена, так как в ней иногда делались выпады даже против императора. Представления ателланы и ее персонажи во многом напоминали позднейшую итальянскую Комедию дель арте (итал. commedia dell`arte) и, возможно, были одним из ее источников. Хотя не стоит забывать, что разрыв между этими народными театрами составляет более двенадцати столетий.

Комедия дель арте (итал. commedia dell'arte), или комедия масок — вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. Именно импровизация была отличительной чертой этого вида народного искусства. Количество масок в комедии дель арте было очень велико (более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями.

 

Но не все маски пришли на венецианский карнавал из театра. Есть маска, которая имеет более страшное происхождение. Это маска Доктор Чума. Она родилась в те страшные времена, когда в мире свирепствовали эпидемии чумы. Маска имела длинный, крючковатый нос, внутрь которого закладывались целебные травы, которыми дышал врач, осматривающий больного. Помимо маски доктор имел специальную трость, которой пользовался, чтобы не прикасаться к зараженному.

Не смотря на жуткое происхождение, маска полюбилась народу и ее частенько можно увидеть среди сувениров, покрытой веселенькими, красочными росписями.

 

Венеция сравнительно небольшой город, окна домов которого смотрят друг на друга так близко, что на некоторых улочках можно передать платок из одного окна в другое. Возможно именно такая теснота и плотность города, где все жители были друг у друга на виду и породила особую любовь венецианцев к маскам.

Одной из излюбленных мужских масок была маска Баута (Bauta), которую носили в сочетании с длинным черным плащом и треугольной шляпой. Маска Баута устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица.

Одной из самых распространенных женских масок была маска Венецианской Дамы (Dama di Venezia) – очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу - нарядную, в драгоценностях, с уложенными локонами волос... Вариантов этой маски было очень много.

 

Но маска на то и маска, чтобы скрывать под собой истинное лицо в прямом и переносном смысле. И эта атмосфера инкогнито так полюбилась венецианцам, что маски стали носить не только в дни карнавалов, но и в повседневной жизни. Маска позволяла делать то, что человек не мог сделать открыто, опасаясь людских толков и пересудов.

Вот как описывает свой венецианский карнавальный костюм Казанова в книге «История моей жизни»: «Чтобы подруги наверное не узнали меня, я решился облачиться в костюм Пьеро. Нет маски более подходящей, чтобы изменить внешность — если только ты не горбун и не хромец. Широкие одежды, длинные очень широкие рукава, широкие штаны до пят скрывают у Пьеро любые свойства фигуры, и даже тот, кто близко с ним знаком, не может его узнать. Голову его, уши и шею целиком закрывает шапочка, под которой не видно не только волос, но и цвета кожи, а флер перед глазами не позволяет понять, черные они или голубые».

Маски и костюмы скрывали личности и социальные различия венецианцев. Под прикрытием масок венецианци начали совершать неблаговидные поступки и даже преступления. В следствии чего церковь была вынуждена запретить ношение масок вне карнавалов. А в 1608 году в Венеции был издан декрет, согласно которому мужчины за ношение масок в повседневной жизни приговаривались к двум годам тюремного заключения и денежному штрафу, а женщин публично секли на площади розгами.

 

Карнавальные и сувенирные маски могут иметь различную форму. Они могут покрывать всю голову или только лицо. Есть маски на пол лица, и даже на четверть.

Если маска была слишком тяжела, между ее краями крепилась веревочка, которую человек придерживал зубами (да, такой бульдожьей хватке можно только позавидовать!:-) попробуйте зажать карандаш зубами и посидеть так какое-то время...:-)))) Также маски могут крепиться лентами к голове. Очень изящно смотрятся маски на длинной рукояти, за которую человек держит маску перед лицом.

К маске подбирался карнавальный костюм. В некоторых венецианских магазинчиках и сейчас можно прикупить очень красивый карнавальный костюм в комплекте с маской.

Настоящая венецианская маска — это произведение искусства, отточенное веками. Вглядтесь в эти прекрасные, уверенные линии, которыми из года в год, из века в век расписывали мастера свои творения. Искусство создания масок передавалось от отца к сыну, из поколения в поколение. Хорошая маска стоит дорого, но она того стоит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 7 гостей.